Приветствую Вас Гость!
Суббота, 13.09.2025, 01:07
Главная | Регистрация | Вход | RSS

Меню сайта

Категории раздела

Конкурсы [5]
Конкурсы, олимпиады и др.
События недели [22]
с 13.04-18.04

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 253

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Вход на сайт

Поиск

Календарь

«  Сентябрь 2025  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

ЗАДАНИЯ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

План анализа прозы

История создания.
Сюжетные линии: выделить, пронумеровать и назвать для каждой линии:

ДЛ (действующие лица);
события.

Сюжетная схема (не все компоненты обязательно будут присутствовать):

экспозиция - условия и обстоятельства, которые привели к возникновению конфликта;
завязка - начало или проявление и обострение конфликта;
развитие действия;
кульминация;
развязка;
эпилог.

Композиция:

последовательность и взаимосвязанность всех частей произведения (разделов, эпизодов, сцен, вводных эпизодов, лирических отступлений, картин, образов), разворачивание действий и группирование и расстановка персонажей;
способы компоновки художественного мира: портрет, пейзаж, интерьер, лирическое отступление;
способы изображения: рассказ, повествование, описание, монолог, внутренний монолог, диалог, полилог, реплика, ремарка, "поток сознания";
точки зрения субъектов художественного произведения: автора, рассказчика, повествователя, персонажей;
придерживается автор или нет причинно-следственной зависимости.

Образы ДЛ (главных): характеры, взаимоотношения между персонажами, типичность (уникальность) персонажей.
Стиль: специфика письма каждого отдельного писателя: мировоззрение, жизненный опыт, характер, общая культура обуславливают:

выбор темы и ее раскрытие;
разработку любимых жанровых форм;
язык;
использование художественных средств (смотрите "План анализа стихотворения" пункты 3 b, c, d, e).

Литературное направление: сентиментализм, романтизм, реализм (критический, магический (например, Г.Г. Маркес "Сто лет одиночества", Ф. Кафка "Превращение"), социалистический, неореализм), натурализм, символизм, эстетизм, неоромантизм, импрессионизм (тенденция в творчестве авторов, принадлежавших к разным литературным направлениям - Ги де Мопассан, О. Уайльд, К. Гамсун), авангардизм, модернизм, постмодернизм, экзистенциализм, "театр абсурда", "школа потока сознания" (Дж. Джойс, М. Пруст, Т. Манн, У. Фолкнер и другие).


Жанровые особенности: эпос вообще - это чередование сюжетных событий.

рассказ (оповiдання) - малая эпическая форма: в центре - 1 событие, вокруг него сгруппированы ДЛ, характеры ДЛ в сформированном виде, описаний мало и они лаконичны, небольшой размер произведения (как правило, несколько страниц);
новелла - малая эпическая форма: в центре - 1 необычное событие, неожиданный финал, лаконичность. Виды:

новелла событий - О'Генри, Дж. Лондон, И. Бабель, Дж. Кольер;
новелла "настроения" с психологическим сюжетом - А. Чехов, Мопассан, Акутагава Рюноскэ;

повесть - средняя эпическая форма: 1 сюжетная линия, история жизни 1 человека в столкновениях с судьбами других людей, охватывает относительно небольшой промежуток времени из жизни героев;
роман - большая эпическая форма: несколько сюжетных линий, большой размер, много действующих лиц, раскрывается история формирования характеров многих персонажей, широко охвачены жизненные события. Роман - наиболее распространенная в XX веке эпическая жанровая разновидность, условно выделяют:

социально-бытовой - человек и социальная среда, социально обусловленные формы бытия;
морально-психологический - столкновения внутреннего мира человека и мира внешнего;
исторический - о событиях прошлого;
философский - раскрытие главных проблем человеческого бытия, создание целостной картины мира;
роман-миф - создание символической модели существования человека и человечества ("Сто лет одиночества" Маркеса);
роман-антиутопия (Г. Уэллс), роман-притча ("Чума" А. Камю), роман-хроника одной семьи ("Семейство Тибо" Р.М. дю Гар), роман-анекдот ("Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина" В. Войнович) и т.д.

эпопея - большое пространство действия, большое количество персонажей, часто охватывает все слои населения, значительный объем, выбирается момент истории, важный для судьбы народа/государства (обязательно!).

АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

 

План анализа стихотворения:


1. Автор и название стихотворения.

2. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено). 
Место данного стихотворения в творчестве поэта или в ряду стихотворений на подобную тему (с подобным мотивом, сюжетом, структурой и т.п.)

3. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение). Если автор принадлежит к какой-либо литературной группировке: символист, акмеист, футурист, - то необходимо подобрать примеры, доказывающие, что перед нами произведение поэта-символиста, акмеиста или футуриста. Цитаты из текста, подтверждающие выводы.

         Тема стихотворения: 
         - пейзаж; 
         - общественно-политическая; 
         - любовная/интимная; 
         - философская.

         Сюжет: 
         - есть сюжет: образы событий (...каких именно...); 
         - без сюжета: образы чувств (...).

4. Художественные средства, с помощью которых созданы эти образы: 
Какую лексику использует автор: 
- бытовую, повседневную 
- литературную, книжную 
- публицистическую 
- архаизмы, устаревшие слова

5. Композиция лирического произведения. 
Необходимо: 
- определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; 
- выяснить стройность композиционного построения, его подчинённость выражению определённой мысли; 
- определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя и т.д.) 
- определить жизненную ситуацию, которая, предположительно, могла вызвать это переживание; 
- выделить основные части поэтического произведения: показать их связь (определить эмоциональный "рисунок"). 
Композиция стихотворения, его деление на строфы (как соотносится смысл стихотворения и его деление на строфы). 
Представляет ли каждая строфа законченную мысль или в строфе раскрывается часть основной мысли. 
Сопоставлен или противопоставлен смысл строф. 
Значима ли для раскрытия идеи стихотворения последняя строфа, содержит ли вывод.

         Композиция: размер, рифма, ритм. 
         Размер: 
         акцентный стих; 
         _ _' _ амфибрахий; 
         _ _ _' анапест; 
         верлибр (свободный или белый стих); 
         '_ _ _ дактиль; 
         дольник; 
         '_ _ / '_ _ / '_ _ хорей 3-стопный; 
         _ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб 4-стопный (ударение на каждом втором слоге);

         Рифма: 
         аабб - парная; 
         абаб - перекрёстная; 
         абба - кольцевая. 
         анафоры (одинаковое начало строчек)- как бы дополнительная рифма, только в начале стиха. 
         переносы (значение переносимого слова подчёркивается, на нём делается смысловой акцент).

6. Поэтическая лексика. 
Необходимо выяснить активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики - антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов. 
- выяснить меру близости поэтического языка с разговорным; 
- определить своеобразие и активность использования тропов.

         Тропы - слова и обороты, которые употребляются не в прямом, а в образном, переносном значении: 
         - аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; 
         - гипербола - художественное преувеличение; 
         - ирония - скрытая насмешка; 
         - литота - художественное преуменьшение; 
         - метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений, в котором слова "как", "словно" - отсутствуют; 
         - олицетворение - например: куст, который разговаривает, думает, чувствует; 
         - паралеллизм; 
         - сравнение; 
         - эпитет - художественное определение.

7. Стилистические фигуры: 
Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи) 
- антитеза/противопоставление; 
- градация - например: светлый - бледный - едва заметный; 
- инверсия - необычный порядок слов в предложении с очевидным нарушением синтаксической конструкции; 
- повторы/рефрен; 
- риторический вопрос, обращение - повышают внимание читателя и не требуют ответа; 
- умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.

8. Поэтическая фонетика: 
Использование звукоподражаний, звукозаписи - звуковых повторов, создающих своеобразный звуковой "рисунок" речи. 
- аллитерация - повторение одинаковых согласных; 
- анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; 
- ассонанс - повторение гласных; 
- эпифора - противоположна анафоре - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

9. Образ лирического героя, авторское "Я". 
- сам автор, 
- рассказ от лица персонажа, 
- автор играет какую-то роль.

10. Литературное направление: романтизм, реализм, сюрреализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм и т.д.

11. Жанр: эпиграмма (сатирический портрет), эпитафия (посмертное), элегия (грустное стихотворение, чаще всего о любви), ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет и т.д.

 

1.  БУКТРЕЙЛЕР

2.  АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ (исследовательская работа по плану)

3.  Сочинение «Над чем меня заставил задуматься…»

Произведения - победители конкурса мастеров художественного слова

 

1.В. Постников «Ай, да Пушкин»

2.В. Драгунский «Заколдованная буква»

3.Татьяна Петросян «Записка»

4. Э. Успенский  отрывок из рассказа «Тетя Дяди Федора»

5. «Сказка о лунном лучике»

6. Николай Сладков «Бюро лесных услуг»

7. М. Горький «Легенда о Данко»

8. Э. Асадов «Подруженьки»

9. Станислав Востоков рассказ  «Соловей»

10.А. Чехов «Размазня»

11.Евгений Шварц «Тили-тили тесто»

12. Монолог Дарьи из повести В. Распутина «Прощание с Матерой»

13. Ильф и Петров «Двенадцать стульев»

14.Уоррен Оливер «Прежде, чем я упаду»

15. Н. Лохвицкая (Тэффи)  «Мне 14 лет» отр. из рассказа «Книга»

16. Алексеевич «У войны не женское лицо»

17. Ф. Глинка «Солдатская песня»

18. В. Макарченко «Мне купили пианино»

19. Людмила Лившец «Я спою тебе, родной»

20. Ян Бжехва перевод Б. Заходер «Дырки в сыре»

21.В. Сибирцев «Нечистая сила»

22. Ю. Гладкевич «Разоружаюсь…»

23. Д.Кедрин «Мать»

24. Н. Смакова «О хлебе»

25. Э. Асадов «Довольно песню обижать!»

26. Александр Резин «Беслан»

27. С. Островский «Баллада о любви»

28. В. Высоцкий «Алиса в стране чудес»

29. Э. Асадов «Когда мне встречается в людях дурное»

30. Джакомо Леопарде «Первая любовь»

31. И. Бродский «Песня невинности, она же - опыта»

32. Д. Кедрин «Зодчие»

33. Р. Рождественский «Двести десять шагов» глава «Война»

34. Б. Слуцкий «Кельнская яма»

35. Майя Борисова «Домик Осиповых в Тригорском»

36. Р.Рождественский «Монолог женщины»

37. Э. Успенский «Разноцветная семейка»

38. Э. Асадов «Россия начиналась не с меча»

39. Г. Цыферов «Паровозик»

40. Б. Заходер «Буква Я»

41. И. Пивоварова «Как Катя и Манечка считали себя красавицами»

42.Литературно музыкальная композиция «Хлеб всему голова»

43. А. Барто «Ботаника больна»

44. И. Бунин «Качели»

45. «Российский флаг»

46. Монокомпозиция « Я жить без тебя не могу»

47. Ирина Гурина «Мечты»

48. Э. Асадов «Дорожите счастьем»

49. Монокомпозиция отр. из рассказа В. Железникова «В старом танке»

50. Монокомпозиция «О слезы бедных матерей»

51. Монокомпозиция «Баллада о крыльях» (Р. Рждественский, Н. Добронравов)

52. Монокомпозиция по рассказам Леонида Енгибарова»Обыкновенное - необыкновенное

53. Монокомпозиция «И снова о любви» (по произведениям М. Цветаевой)

54. Монокомпозиция «Спасибо, что живу»

55. Монокомпозиция Игорь Растеряев «Георгиевская ленточка»

56. Проза Мамин- Сибиряк «Сказка про храброго зайца»

57. Н. Аксенова «Отец»

58. Н. Балуева «А помнишь, у нас были крылья?»

59. Поэзия С. Михалков «Слон- живописец»

60. Поэзия Ю. Друнина «Зинка»

61. Литературно-музыкальная композиция «Россия моя»

 

Произведения - победители конкурса мастеров художественного слова

 

 

1.В. Рыжов «О Гриньке, о Саньке и немного о девчонках»

2.Р. Цибизова «Снегири»

3.Т. Демидович «Бальные танцы»

4.И. Пивоварова «О чем думает моя голова»

5.М. Пляцковский «Ежик, которого можно было погладить»

6.М. Дружинина «Сборы набирают обороты»

7.Четверикова «Волшебный халат»

8.К. Ноябрьская «Посвящение отцу»

9.С. Афоньшин «Серебряный подойник»

10. Композиция по произведениям Файн-Энн «Как хорошо быть котом»

11. В.Железникова «Чучело»

12. Н. Добронравов «Хлеб»

13. И.Галявкина «Гвоздь»

14. Пивоварова «Сочинение»

15. М. Москвина «Пирамида»

16. В.Крупин «Розовый свет»

17. Алексиевич «Чернобыльская молитва» монокомпозиция

18. А. Фадеев «Молодая гвардия»

19. В. Распутин «На родине»

20. А. Куприн «Алес»

21. «Телеведущая новостей»

22. В. Демина «Моя светлая Русь»

23. Л. Рубальская «Сегодня кто-то продавал на перекрестке счастье»

24. М. Бородицкая «Геройская»

25. Михалков «Как старик корову продавал»

26. Н. Пикулева «Будьте как дети»

27. Ю. Софроненко «Веснушки»

28. А. Барто «Вам не нужна сорока?»

29. Г. Остер «Храбрый кулинар»

30. Т. Варламова «Времена учебного года»

31. В.Кочетков «В горах

32. И. Самарина «За счастьем»

33. Р.Рождественский «Да, мальчики!»

34. Немецкая баллада «Лилофея»

35. Р.Рождественский «Баллада о зенитчицах»

36. И. Никитин «Русь»

37. Вера Ибнер «Сеттер Джег»

38. Вера Климова «Плач»

39. А. Молчанов «Поезд на Тихвин»

40. Иван Мятлев «Фонарики»

41. Е. Евтушенко «Любимая, спи»

42. М. Лермонтов «Москва»

43. О. Бергольц «Баллада о сумевшем подняться»

44. М. Лермонтов   «Ангел смерти»

45. Э. Асадов «Цыгане поют»

46. С. Могилевская «Сказка о громком барабане»

47. В. Постников «Прививка от страха»

48. С. Демченко «Замечательная старушка»

49. С. Маршак «Знаки препинания»

50. В. Поляков «Реальный друг лучше сетевых двух»

51. Литературно-музыкальная композиция «Дети пишут Богу»

52. В. Железников «Три ветки мимозы»

53. Литературно-музыкальная композиция «Времена года»

54. Композиция по стихотворениям М. Цветаевой и М. Петровых «Провода»

55. Э. Асадов «Баллада о любви и ненависти»

56. «Жди меня» по произведениям Уткина, Симонова

57. Джон Чиарди «Джон Джей Пленти и кузнечик Дэн» монокомпозиция

58. Монокомпозиция «Мы вместе»

59. Монокомпозиция Н. Некрасов «Соловьи»

60. Монокомпозиция Ода русскому языку по произведениям русских писателей

61. Монокомпозиция М. Лермонтов «Молитва»

62. Монокомпозиция «Я тебя отвоюю»

63. Монокомпозиция по стихам Анны Март «Чище первого снега»

64. Монокомпозиция по стихам В.Тушновой «Не оставляй меня»

65. Русская-народная присказка «Наговорная водица»

66. Ю.Яковлев «Мама»

67. Овсей Дриз «Времена года»

68. А. Усачев «Баллада о конфете»

69. Юнна Мориц «На смерть Джульетты»

70. М. Джалиль «Варворство»

71. М. Лермонтов «Панорама Москвы»

72. Е. Данжина «Да святится имя твое»

 

 

Произведения - победители конкурса мастеров художественного слова

 

1. С.Алексеев «Экзамен»

2. Д. Мамин-Сибиряк «сказка про храброго зайца»

3. И. Пивоварова «Весенний дождь»

4. И. Пивоварова «Интересный концерт»

5. В.Драгунский «Бы..»

6. З. Прилепин статья «Национальная идея? Мы уже придумали»

7. Н. Тэффи «Экзамен»

8. В. Катаев «Сын полка»

9. Р. Костенич «Песенка о розовом слоне»

10. В. Крапивин «Та сторона, где ветер»

11. Тэффи (Надежда Лохвицкая) «Ваня Щеголек»

12. Нико Лордкипанидзе «Трагедия без героя»

13. А. Алексиевич «Цинковые мальчики»

14. Ю. Яковлев «Игра в красавицу»

15. М. Полански «Танго в одиночестве»

16. В. Астафьев «Мелодия Чайковского»

17. В. Винников «Баллада о капитане Гестелло»

18. С. Погорельский «Имя»

19. В.С. Рыбаков «Линда»

20. Н. Орлов «На пустыре была война»

21. И. Александров «Моя сестра»

22. Н. ласточкин «Сына мать качала»

23. Э. Асадов «Бенгальский тигр»

24. Э. Асадов «О скверном и святом»

25. С. Сухонин «Две сестры бежали от войны»

26. Ю. Друнина «Елка»

27. М. Алигер «Зоя»

28. И. Анненский «Продавец шаров»

29. М. Светлов «Итальянец2

30. Э. Асадов «Баллада о друге»

31. «Ленинградская поэма»

32. С. Есенин «Ты меня не любишь»

33. Э. Асадов «Подруги»

34. Э. Асадов «Чулочки»

35. С. Гудзенко «Мое поколение»

36. М. Цветаева «Вчера еще в глаза смотрел…»

37. Р. Рождественский «Баллада о молчании»

38. С. Островой «Мальчики, как мне о мертвых о вас…»

39. Г. Наджадгов «Подвиг Вали Котика»

40. Композиция «Дети войны»

41. Д. Савчик «Признание»

42. К. Воробьев «Это мы»

43. Литературно-музыкальная композиция «Детям войны посвящается…»

44. А. Люкин «Я жил одним дыханьем со страной…»

45. Литературно-музыкальная композиция «Чтобы помнили…»

46. Монокомпозиция «О соколе»

47. В. Туркин «Музыка»

48. Н. Попов «Рассказ санинструктора Полины»

49. Р. Рождественский монокомпозиция «Я в твоих глазах тону…»

50. О. Борисов «Письмо»

51. М. Джалиль «Моабитская тетрадь»

52. Белинда «Ненавижу самолеты в небе»

53. Монокомпозиция «Подруга дней моих суровых»

54. С. Маршак «Про одного ученика и шесть единиц»

55. А. Петрушевская «О чем думает твоя голова»

56. С. Скрябин «Последняя сказка про Бабу Ягу»

57. М. Зощенко «Домоуправительница- отравительница»

58. И. Тургенев «Накануне»

59. И. Ратушинская «Подумаешь!?»

60. Г. Сапгир «Карманный комарик»

61. И. Токмакова «Вечерняя сказка»

62. Композиция «Нам не нужна война»

63. Е. Шварц «Обыкновенное чудо»